1 марта 2016 г в День памяти священномученика Ермогена,патриарха Московского и всея Руси в храме Воскресения Христова г.Никольска состоялось праздничное богослужение. После Божественной Литургии настоятель храма протоиерей Георгий Добролюбов произнес проповедь.
В этот же день отец Георгий посетил школу № 1 им Б.А. Прозорова г.Никольска, где состоялась встреча со школьниками 7 и 8 классов.Он подробно рассказал ученикам о священномученике Ермогене.По окончании беседы ребята имели возможность свободно поговорить со священником,задать интересующие их вопросы ,касающиеся и личных тем, и общественных проблем,на которые о.Георгий с удовольствием ответил.Ученики и учителя внимательно слушали рассказ батюшки,его рассуждения о сложных богословских проблемах.По мнению о.Георгия и педагогов беседа оказалась полезной для школьников.Они выразили желание прийти на встречу со священником в храм.
О героях и подвигах…
«Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются…
Я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, братие и чада, помилуйте свои души…
Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими!» (патр. Ермоген)
«Во все времена жили и совершали подвиги герои с оружием и без, — повествовал о.Георгий. — «Среди святых защитников нашего Отечества священномученик патриарх Ермоген, оружием которого был Крест, стоит в одном ряду с благоверным князем Александром Невским и преподобным Сергием Радонежским. Князь, игумен, патриарх…».
«Известно – продолжил священник -, что это был образованнейший человек своего времени, обладавший выдающимися дарованиями.
Светлый ум, прекрасная память, умение разбираться в окружающей обстановке и давать ей соответствующую оценку, замечательные литературные способности — вот черты, которыми отличался первосвятитель.
Он любил читать и в свободное время занимался самообразованием, в результате чего прекрасно изучил Святое Писание, церковную и гражданскую историю, церковные уставы, творения вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
О его дарованиях и литературных трудах похвально отзывались современники и, что особенно важно, даже недруги его».
О нем сохранились следующие отзывы современников: «Он имел великий разум, смысл и мудрый ум, отличался дальнозоркостью в суждениях, был человек много рассуждения, премудрых словес, искусный в книгах, писавший жития и каноны, муж учительный, глава все светлая, премудрый иерарх».
«После чуда 8 июля 1579 года с явлением Казанской иконы Божией Матери – продолжил о.Георгий — Бог судил именно ему первому «взять от земли» святой образ, показать его собравшимся горожанам и потом торжественно, с крестным ходом, перенести в ближайший Никольский храм. Все эти чудеса святитель видел своими глазами и осязал своими руками.
За выдающиеся архиепастырские качества митрополит Ермоген июля 1606 года был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе.
Юношество и зрелые годы святого проходили на фоне могучих исторических сдвигов: царствование Ивана IV, опричнина, покорение Астрахани и Казани, Ливонская война, воцарение Бориса Годунова и кровавая трагедия в Угличе…
Вплоть до самой своей блаженной мученической кончины обращал святитель пламенный глагол с призывом встать на защиту веры и Отечества, сбросить ярмо греха и чужеземного насилия. По слову протоиерея Георгия, «именно эти воззвания пробудили совесть наших людей, именно они содействовали организации ополчения под руководством князя Пожарского и гражданина Минина. Мы знаем, что только благодаря святителю Ермогену, оставшемуся верным Церкви своей и народу своему, Русь вновь обрела независимость».
«Заложим домы, жен и детей своих ради спасения Отечества» — таков был знаменитый мининский отклик на «глас вопиющего» кремлевского узника. К делу подключился князь Дмитрий Пожарский, поскакали от города к городу переговорщики и — вновь вырос страшный для захватчиков и предателей исполин народной войны, благословленной первоиерархом церковным.
Поляки и бояре-изменники восстали против патриарха Ермогена и сначала притесняли его, а затем заточили в Кирилловский монастырь, сняли архиерейские одежды и приставили для его охраны многочисленную стражу, не давая ему возможности поддерживать с миром никакой связи. Но первосвятитель продолжал и отсюда оказывать поддержку борцам за независимость Руси. Тогда из Кирилловского монастыря патриарха Ермогена перевели в Чудов монастырь и заключили в темницу, окончательно лишив его всякого общения с миром.
. «К Ермогену в заточение вошел гетман Гонсевский с другими поляками и боярами:
— Ты — первый зачинщик измены и всего возмущения. По твоему письму ратные люди идут к Москве!.. Отпиши им теперь, чтобы они отошли, а то мы велим уморить тебя злою смертью.
— Что вы мне угрожаете? Единого Бога я боюсь. Вы мне обещаете злую смерть, а я надеюсь получить чрез нее венец. Уйдите вы все, польские люди, из Московского государства, и тогда я благословлю всех отойти прочь. А если вы останетесь — мое благословение: всем стоять и помереть за православную веру!».
Так своим личным примером, мужеством, стойкостью вдохновлял патриарх на подвиг народ.
Озлобленные поляки морили патриарха голодом, давая ему в снедь сноп овса и немного воды. Эти страдания продолжались в течение года.
17 февраля 1612 г. он скончался и был погребен в Чудовом монастыре в храме Архистратига Михаила.
Патриарх Ермоген не дожил до Победы, но его дело не погибло. Борьбу продолжили его сторонники из Троице-Сергиевой Лавры.
Через месяц Москва была окружена кольцом народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского. А еще через несколько месяцев — 23 октября — поляки, вконец оголодавшие, потерявшие человеческий облик с позором выходили из оскверненного ими Кремля.»